Транспортная логистика в России: проблемы и перспективы грузоперевозок



24.07.2014

Транспортная логистика в России: проблемы и перспективы грузоперевозок

Транспортная логистика в России

Хотя само понятие логистики относительно ново для российской экономики и предпринимательства, издревле всенародная озабоченность проблемами транспортно-логистического комплекса  выражалась в емкой фразе про Две Российские Беды (кто не помнит – дураки и дороги).

И вот уже Россия ступила на путь развития рыночной экономики, и даже набирает баллы в глазах мирового экономического сообщества, а нет-нет да и вспомнится упомянутая поговорка, едва речь заходит о дорожном хозяйстве и транспортной сфере.

За последние годы рынок транспортной логистики, а в частности грузоперевозок в России сильно изменился, но не избавился от проблем, коих немалое множество: от состояния подвижного состава до несовершенства законодательной базы. Говоря о негативных факторах развития транспортно-логистического бизнеса, участники рынка отмечают состояние дорожной инфраструктуры, ситуацию с неплатежами, демпинг конкурентов. Тревожит транспортников и работа таможенных органов, коррупция в органах власти, непрозрачность состояния дел в отрасли и болезненный рост цен на топливо.

Прежде чем остановиться на основных проблемах отрасли более подробно, вспомним, что же есть транспортная логистика и для чего она нужна.

Начало бурного развития транспортной логистики в России приходится на переход к свободным рыночным отношениям. При решении задач сокращения издержек транспортных предприятий, организации и управления перевозками возникла необходимость повышения точности планирования, анализа и экономической оценки работы крупных транспортных систем и ее отдельных элементов. А это возможно только с применением логистики, т.е. управляющего алгоритма, который с помощью различных экономико-математических методов позволяет оптимизировать работу отдельных элементов транспортного процесса и объединить их в единую структуру. При этом очень важным показателем является получение достоверного представления о ситуации на рынке. Чтобы  успешно решать сложные задачи, логист обязан знать условия, в которых работают его партнеры.

Чем же характеризуется сегодняшний рынок российской транспортной логистики? Рассмотрим его основные проблемные участки:

·         Изношенность подвижного состава. У транспортных средств есть определенный срок службы, по истечении которого их использование становится неоправданным. Главная же задача логистики состоит в том, чтобы выявить этот оптимальный возраст. Кроме того, для транспортного предприятия важно адекватно производить расчет амортизации транспортных средств. Целесообразно применять различные методы расчета в зависимости от страны-производителя автомобиля. Так, для отечественных марок рекомендуется производить расчет исходя из 5-6 лет службы, тогда как для «иностранцев» этот срок можно увеличить вдвое.

·         Недостатки законодательной системы. Федеральное законодательство в сфере автогрузовых перевозок датируется 70–80-ми годами прошлого века, когда о свободном рынке не было и речи. Естественно, это накладывает определенный отпечаток на законодательно-правовые отношения между перевозчиком и грузовладельцем. А вот налоговое законодательство за последние семь лет менялось три или четыре раза. В итоге наличие лицензии и желание вести прозрачный бизнес оборачивается серьезными материальными затратами, часто не оправданными.

·         Слабая информационная поддержка процесса перевозок. Несмотря на стремительное развитие информационных технологий во всех областях жизни, поток информации, сопровождающий процесс  транспортировки, все еще далек от совершенства. Нарушение связи с водителем негативно сказывается на координации процесса транспортировки, особенно в случаях необходимости в срочной передаче или корректировке информации для водителя.

·         Сложности построения маршрутов перевозки. Сегодня зачастую можно наблюдать такие явления, как чрезмерно дальние перевозки,  излишние перевозки, повторные и кружные перевозки. Нерациональные перевозки приводят к повышению логистических и в первую очередь транспортных издержек, к дополнительной загрузке автодорог.

·         Недогруз подвижного состава. Нежелание или неумение комплектовать отправку от разных грузоотправителей влечет проблему недостаточного использования грузоподъемности транспортного средства. Конечно, доставка сборного груза достаточно сложна, однако она более выгодна как отправителю, так и перевозчику.

·         Страхование груза и транспортных средств. В настоящее время все больше грузоотправителей и грузополучателей стараются застраховать свою перевозку. Причем, по словам практиков, преобладает страхование именно груза, а не транспортного средства с грузом. Но более приемлемым вариантом было бы страхование подвижного состава вместе с перемещаемыми материальными средствами, так предприятие могло бы обезопасить и себя от всевозможных рисков.

·         Недостаток программных продуктов для сферы логистики. В настоящее время IT-рынок предлагает множество программных продуктов для учета расходов компаний. Что же касается программного обеспечения для транспортной логистики, то в отличие от «складских» разработок его на рынке намного меньше, отзывы о них совершенно различные, а объективной аналитики вообще нет. При немалой стоимости таких программ не удивительно, что потенциальные покупатели теряются и постепенно откладывают идею приобретения на будущее.

Международные торговые компании корректно характеризуют российский рынок логистики как молодой, развивающийся и перспективный. Сами же участники рынка больше всего надежд на развитие транспортно-логистического бизнеса в России связывают с ростом потребительского спроса, а также с улучшением инвестиционного климата, с развитием инновационных подходов в логистике и с улучшением макроэкономических показателей России.

 


Возврат к списку

Акции




Побробнее об акциях на грузоперевозки